В
последнее время снова стали популярны среды разработки, позволяющие
создавать простые программы даже тем, чьи навыки программирования
минимальны или отсутствуют вовсе. И, хотя в такой среде серьезный
продукт создать вряд ли получится, роль подобных сред трудно
переоценить. Начав программировать простые действия, можно со временем
постепенно разобраться и с более сложными алгоритмами. Порою, попросту
нет смысла создавать новый полномасштабный проект ради выполнения
нескольких простых операций. Да и человеку, делающему свои первые шаги
в страну программирования, будет намного проще освоиться в такой среде,
нежели в серьезных пакетах программной разработки.
На
волне всего вышесказанного, я хотел бы сегодня познакомить вас с
немного забытым, но весьма удобным продуктом для разработки простых
программ — InqSoft Sign 0f Misery, или просто s0m (http://s0m.narod.ru/s0m.html, символ 0 в адресе — это не буква, а цифра ноль). Автор данной программы — CyberManiac — в свое время вынужден был долго и упорно доказывать разработчикам антивирусов, что s0m не является вирусом. Однако и до сих пор некоторые версии антивирусов определяют s0m
и написанные в нем программы как вирус. Это связано с тем, что многие
начинающие «программисты» написали и, наверное, еще напишут кучу
разнообразных «зловредов» в среде s0m, а борцам с вирусами гораздо проще один раз добавить в свои базы уникальную подпись s0m,
нежели постоянно отделять зерна от плевел. Такой подход нельзя считать
правильным, ибо с таким же успехом можно было бы относить к вирусам все
программы, написанные, к примеру, в Дельфи, по причине, что немало
всякой гадости написано в этой среде новичками. Так что, если вдруг ваш
антивирус ругается на s0m,
– скорее всего он ошибается. В любом случае, берите последнюю (на
данный момент – 2.7 pre-release 2) версию с официального сайта – там
вирусы отсутствуют.
Установка и знакомство.
Установка s0m
не должна вызвать у вас каких-либо затруднений. По умолчанию установка
происходит на русском языке. Для установки всех компонентов достаточно
прочитать и принять нехитрое лицензионное соглашение, несколько раз
нажать кнопку «далее» и один раз «готово».
Еще,
я бы рекомендовал вам сразу установить и InqSoft Window Scanner 1.7, –
он тоже является весьма полезной утилитой как самостоятельно, так и в
паре с s0m. После установки, можно запустить среду прямо с рабочего стола, и приступать к изучению интерфейса.
Под
стандартным меню расположена панель быстрого доступа к часто
используемым функциям. Чтобы увидеть краткое описание кнопки на панели
быстрого доступа, достаточно задержать курсор над интересующей кнопкой.
Также, многие действия разрешается выполнять, используя «горячие»
клавиши, которые также можно увидеть во всплывающем описании над
соответствующей кнопкой панели, или посмотреть в пунктах меню.
В
левой колонке находится список доступных команд. В стандартном режиме
их можно выбирать наборами: Стандартный, Профессиональный, 31337,
Программирование. Также, можно переключиться в режим использования
пресетов (самая верхняя кнопка в колонке команд), и выбрать для
отображения сразу все команды или только необходимые вам группы в
списке групп команд (зеленая стрелочка «вправо», похожая на кнопку
воспроизведения в плеерах).
В
самой большой области рабочего пространства отображается скрипт вашей
программы. Вы можете перетаскивать сюда команды из списка курсором
мыши, или использовать кнопки, находящиеся между списком доступных
команд и скриптом программы. Эти кнопки тоже имеют понятные всплывающие
описание, так что вам не составит труда узнать их назначение.
Первая программа.
Традиционно,
первую пробу языка или программной среды делают программой, выводящей
сообщение «Привет, Мир!». Значит, так мы и поступим. В самом низу
стандартного набора команд отыщите команду «Показать окно с
сообщением», и перетащите ее в окно скрипта программы, или просто
дважды кликните на команде левой кнопкой мыши. Откроется окно мастера
добавления команд, в котором необходимо ввести текст сообщения, а также
можно выбрать прочие параметры. Для предварительного просмотра будущего
сообщения можно нажать кнопку «Тест», для добавления команды в скрипт –
кнопку «ОК», для отказа от добавления команды – «Отмена».
Чтобы
откомпилировать получившийся скрипт, то есть создать исполняемый файл,
который будет выводить ваше сообщение, следует нажать кнопку
«Откомпилировать скрипт» на панели быстрого доступа, или комбинацию Ctrl+F9.
Если хотите не только откомпилировать, а еще и сразу запустить
программу для проверки – жмите кнопку «Тестовый запуск скрипта» или
горячую клавишу F9. При первой компиляции вам будет предложено ввести имя вашего скрипта. Это же имя, только с расширением .EXE, будет носить исполняемый файл. По умолчанию, скрипт программы и сама программа сохраняются в директории, в которую установлен s0m (C:\Programfiles\InqSoft\Sign 0fMisery), однако, вы всегда можете сохранить свой скрипт в другом месте, выбрав в меню «Файл->Сохранить как…» или нажав Ctrl+F12.
Итак,
первая программа написана, откомпилирована и запущена. Но что это за
окошко вылезает одновременно с нашим сообщением? Это – главное окно
программы. Со временем вы можете придумать кучу способов его
использования, но сейчас я расскажу лишь как изменить его содержимое
или убрать вовсе. Выбрав пункт меню «Проект->Задать описание
скрипта», вы можете изменить заголовок окна скрипта (который, кстати,
является заголовком и для всех остальных окошек программы), и вписать
свой текст в 5 доступных полей описания. Подтвердите изменения кнопкой
«ОК», и нажмите F9 еще раз, чтобы
увидеть изменения. Если захотите вообще убрать это окно, то выберите
«Проект->Задать параметры скрипта» и установите галочку на «Не
показывать окно скрипта». Учтите, что после изменения параметров
скрипта всегда следует еще раз откомпилировать скрипт, чтобы изменения
вступили в силу.
Уже теперь вы сами в состоянии создать практически любую программу, не выходящую за рамки возможностей s0m.
В вашем распоряжении также имеется папка Samples. В ней предоставлено
множество примеров скриптов различных направлений. Чтобы открыть один
из примеров, следует нажать кнопку «Открыть существующий проект» или
комбинацию Ctrl+F11,
и в стандартном окне открытия файла выбрать интересующий пример.
Подробнейшую справку по любой команде можно получить, кликнув правой
кнопкой на команде и выбрав пункт «Справка о команде».
Встроенные инструменты.
В меню «Инструменты» можно найти несколько весьма полезных вспомогательных инструментов. Калькулятор CRC32
поможет быстро получить точный размер любого файла в байтах и
подсчитает его 32-битную контрольную сумму. При помощи мастера создания
патчей можно быстро создать список различий между исходным и
модифицированным файлом, и добавить в скрипт команды, которые
автоматически пропатчат указанный исходный файл, если тот соответствует
указанным критериям. Мастер запуска программ добавит в скрипт команды
необходимые для запуска или открытия какого-либо файла. Мастер операций
над окнами создаст скрипт поиска окна в системе и произведения над ним
стандартных операций. Мастер подмены параметров пригодится при создании
сложных программ, когда вам понадобится использовать в качестве
параметров какой-либо команды не постоянное значение (число/текст), а
значение одной из сорока восьми доступных в s0m
универсальных переменных. Мастер эмуляции нажатий на клавиши впишет в
скрипт команды необходимые для эмуляции нажатия/отжатия клавиш
клавиатуры как отдельно, так и в комбинации с Ctrl, Alt, Shiftили Win.
Проверка скрипта укажет на допущенные в скрипте ошибки и даст советы по
их устранению. Ну, а сканер окон – это вообще почти уникальный в своем
роде инструмент, достойный отдельной полномасштабной статьи, так что о
нем поговорим как-нибудь в следующий раз.